Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В детском саду  функционируют 5 групп 

Групповые помещения включают раздевалку, игровую, спальню , умывально-туалетную комнату. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям СанПиН, технике безопасности, возрастным особенностям детей, принципам психологического комфорта. Оформление предметно-развивающей среды отвечает эстетическим требованиям, привлекательно для детей, побуждает их к активному действию.

Предметно-развивающая среда многофункциональна, это позволяет создать условия для разных видов детской активности, с учётом рационального использования пространства. Развивающая предметная среда ДОУ включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка. В  детском саду учебный и игровой материал подобран с учетом возрастных возможностей детей, ориентирован на их всестороннее развитие, на зону ближайшего развития каждого ребенка. В групповых комнатах постепенно, по мере взросления детей, меняется оснащение предметно-развивающей среды, добавляется оборудование. В воспитательно-образовательном процессе широко используются учебные и игровые зоны. В каждой группе есть необходимый методический материал, методическая литература для организации работы с детьми.

Музыкальный зал предназначен для организации музыкальной деятельности с детьми всех возрастных групп и проведения груповых и индивидуальных занятий, праздников, развлечений, спектаклей,  досугов.

В музыкальном зале имеются музыкальные игрушки и инструменты, дидактические пособия, атрибуты для танцев и музыкально-дидактических игр (ленточки, мячи, клубочки, султанчики), приспособления для дыхательной гимнастики.

Зал оснащен современным техническим оборудованием: музыкальный центр, проектор, ноутбук, экран.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в  зале позволяет успешно реализовать образовательную программу дошкольного образования.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Оборудование сенсорной среды.

  • Специальные сенсорные тропы для ног. Они развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.
  • Воздушно-пузырьковая трубка, создающая вибрацию при касании. Наблюдение за движением воды успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение. Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.
  • Массажный мяч служит для стимуляции и релаксации мышечных тканей.
  • Сухой бассейн — может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело, находясь в бассейне, имеет постоянную безопасную опору, что особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение — это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены, при этом ребенок (подросток) сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
  • Стол-песочница с подсветкой. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
  • Пуфик-кресло с гранулами — служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
  • Маты напольные — маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности.
  • В сенсорной комнате  также можно выделить мягкую среду, звуковую, тактильную среду.

   Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание  условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия выполнены в спокойных тонах. Как для релаксации, так  и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всего тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

  Эффекту релаксации способствуют специально подобранная  спокойная музыка, которая является звуковой средой.

  Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят сенсорная тропа для ног, массажные мячи.  Как известно массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка. Он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка, стимулирует развитие умственных способностей.

В одном помещении можно объединить среду  сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты  используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым   и  с оборудованием  при приглушенном   свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной  для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.  

Среда светлой сенсорной комнаты  используется как   зона для игр и занятий, включая различные игровые модули  для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули,   «сухой» бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы,   музыкальные, тактильные и  развивающие панно,   песочница, магнитная доска и многое  другое.

Роль сенсорной комнаты в работе с детьми:

  1. Помогает   в стимулировании сенсорной чувствительности и  двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает   общую и мелкую моторику, улучшает   координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояниеснижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет   кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;    

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает  развитию  речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией.

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития,   значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело   воспользовавшись средой сенсорной  комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень  привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.  

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.

Цель современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать и творить. И приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству выступает одной из приоритетных задач современной педагогики. Именно в дошкольный период необходимо прививать детям чувство прекрасного, доброго. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. В дошкольном возрасте должно происходить начало формирования элементов музейной культуры, и целью является изучение, обогащение опыта, связанного с освоением детьми объекта в условиях музея.

Музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный и удивительный для него мир. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству. Музейная комната детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музейной комнате, усвоить правила поведения в музейной комнате. Перед педагогами и родителями стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие окружающего мира.

Поэтому в нашем детском саду была созданмузей  «Русская изба». Она относится к фольклорным , однако её можно считать и комплексной, так как с её помощью дети знакомятся не только с бытом русского народа, с его обычаями, традициями, но и с русской литературой, народным искусством, историей.

Музей – одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Кроме того детство ребенка окружено сказочными историями о стародавних временах, когда бабушка из печки колобка достает или девица – красавица пряжу прядет. Рассмотреть эти вещи на картинке в книжке или увидеть их воочию, потрогать руками – это огромная разница.

Мини-музей Боевой Славы

Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. С этой целью особенно важно создавать условия для обогащения детей дошкольного возраста знаниями о Великой Отечественной войне, воспитания патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Мини-музей Боевой Славы помогает нам решать следующие задачи:

  1. Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах, заслугах русских солдат.
  2. Развивать интерес к историческому прошлому страны.
  3. Уточнить знания детей о празднике Дне Победе, объяснить, почему он так назван.
  4. Подвести к восприятию художественных произведений о войне.
  5. Воспитывать патриотические чувства, трепетное отношение к заслугам и подвигам воинов-защитников, к празднику Победы
  6. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Наличие оборудованных библиотек

Методический кабинет

Методический кабинет ДОУ оснащён учебно-методической литературой, периодическими изданиями: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Музыкальный руководитель», «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», детской художественной литературой. Имеются комплекты наглядных и дидактических материалов для реализации программ. Собран передовой практический опыт, методические рекомендации, перспективное планирование, разработки занятий, проектов, досугов, открытых мероприятий.

Наличие оборудованных объектов спорта

в детском саду №76 созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся посредством физической культуры и спорта.Для детей доступны шведские стенки, детские тренажеры. На территории детского сада расположена спортивно-оздоровительная площадка. Главной целью организации спортивной зоны на улице является проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий  в тёплое время, в том числе, с привлечением родителей. 

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Сведения о средствах обучения и воспитания

Печатные (методические и учебные пособия, детская художественная, познавательная литература, хрестоматии,  раздаточный материал и демонстрационный материал и т.д.).

Электронные образовательные мультимедиа ресурсы, сетевые образовательные ресурсы; CD – диски, аудиовизуальные (слайды, ММ – презентации, видеоролики познавательного характера и др.);

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал (плакаты, карты настенные, иллюстрации, магнитные доски, макеты, модели демонстрационные и др.)

Спортивное оборудование

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Информационные системы

1.Мультимедийный проектор.
2. музыкальные USB-колонки ( в каждой группе)
3.Магнитная доска ( в каждой группе) .
4.Оборудованные игровые зоны ( в каждой группе).
5.Музыкальный центр.
6.Фотоаппарат.
7.Видеокамера.
8.Нетбук.
9.Телевизор.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.

В  детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников:

- мультимедийные  установки  (проектор, ноутбуки);

- музыкальный центр (музыкальный зал);

- музыкальные USB-колонки (в каждой возрастной группе).

- телевизор (в каждой возрастной группе, кроме 1-х младших групп)

Самостоятельный доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам не осуществляется.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie